как происходит взаимодействие пользователя с ресурсами компьютера

Взаимодействие с пользователем

Разработчику интерфейса пользователя вычислительных систем необходимо решить две главные задачи: каким образом пользователь будет вводить данные в систему и как данные будут представлены пользователю. «Правильный» интерфейс должен обеспечивать и взаимодействие с пользователем, и представление информации.

В этом разделе обсуждаются вопросы взаимодействия системы с пользователем. Интерфейс пользователя обеспечивает ввод команд и данных в вычислительную систему. На первых вычислительных машинах был только один способ ввода данных – через интерфейс командной строки, причем для взаимодействия с машиной использовался специальный командный язык. Такой способ годился только для опытных пользователей, поэтому позже были разработаны более упрощенные способы ввода данных. Все эти виды взаимодействия можно отнести к одному из пяти основных стилей взаимодействия.

1. Непосредственное манипулирование. Пользователь взаимодействует с объектами на экране. Например, для удаления файла пользователь просто перетаскивает его в корзину.

2. Выбор из меню. Пользователь выбирает команду из списка пунктов меню. Очень часто выбранная команда воздействует только на тот объект, который выделен (выбран) на экране. При таком подходе для удаления файла пользователь сначала выбирает файл, а затем команду на удаление.

3. Заполнение форм. Пользователь заполняет поля экранной формы. Некоторые поля могут иметь свое меню (выпадающее меню или списки). В форме могут быть командные кнопки, при щелчке мышью на которых инициируют некоторое действие. Чтобы удалить файл с помощью интерфейса, основанного на форме, надо ввести в поле формы имя файла и затем щелкнуть на кнопке удаления, присутствующей в форме.

4. Командный язык. Пользователь вводит конкретную команду с параметрами, чтобы указать системе, что она должна дальше делать. Чтобы удалить файл, пользователь вводит команду удаления с именем файла в качестве параметра этой команды.

5. Естественный язык. Пользователь вводит команду на естественном языке. Чтобы удалить файл, пользователь может ввести команду «удалить файл с именем XXX».

Каждый из этих стилей взаимодействия имеет преимущества и недостатки и наилучшим образом подходит разным типам приложений и различным категориям пользователей. В табл. 13.3 перечислены основные преимущества и недостатки перечисленных стилей взаимодействия и указаны типы приложений, в которых они обычно используются.

Конечно, стили взаимодействия редко используются в чистом виде, в одном приложении может использоваться одновременно несколько разных стилей. Например, в операционной системе Microsoft Window поддерживается несколько стилей: прямое манипулирование пиктограммами, представляющими файлы и папки, выбор команд из меню, ручной ввод некоторых команд, таких как команды конфигурирования системы, использование форм (диалоговых окон).

Таблица 13.3. Преимущества и недостатки стилей взаимодействия пользователя с системой

Стиль взаимодействия Основные преимущества Основные недостатки Примеры приложений
Прямое манипулирование Быстрое и интуитивно понятное взаимодействие. Легок в изучении Сложная реализация. Подходит только там, где есть зрительный образ задач и объектов Видеоигры; системы автоматического проектирования
Выбор из меню Сокращение количества ошибок пользователя. Ввод с клавиатуры минимальный Медленный вариант для опытных пользователей. Может быть сложным, если меню состоит из большого количества вложенных пунктов Главным образом системы общего назначения
Заполнение форм Простой ввод данных. Легок в изучении Занимает пространство на экране Системы управления запасами; обработка финансовой информации
Командный язык Мощный и гибкий Труден в изучении. Сложно предотвратить ошибки ввода Операционные системы; библиотечные системы
Естественный язык Подходит неопытным пользователям. Легко настраивается Требует большого ручного набора Системы расписания; системы хранения данных WWW

Пользовательские интерфейсы приложений World Wide Web базируются на средствах, предоставляемых языком HTML (язык разметки Web-страниц) вместе с другими языками, например Java, который связывает программы с компонентами Web-страниц. В основном интерфейсы Web-страниц проектируются для случайных пользователей и представляют собой интерфейсы в виде форм. В Web-приложениях можно создавать интерфейсы, в которых применялся бы стиль прямого манипулирования, однако к моменту написания книги проектирование таких интерфейсов представляло достаточно сложную в аспекте программирования задачу.

В принципе необходимо применять различные стили взаимодействия для управления разными системными объектами. Данный принцип составляет основу модели Сихейма (Seeheim) пользовательских интерфейсов. В этой модели разделяются представление информации, управление диалоговыми средствами и управление приложением. На самом деле такая модель является скорее идеальной, чем практической, однако почти всегда есть возможность разделить интерфейсы для разных классов пользователей (например, начинающих и опытных). На рис. 13.2 изображена подобная модель с разделенными интерфейсом командного языка и графическим интерфейсом, лежащая в основе некоторых операционных систем, в частности Linux.

image109

Рис. 13.2. Множественный интерфейс

Разделение представления, взаимодействия и объектов, включенных в интерфейс пользователя, является основным принципом подхода «модель-представление-контроллер», который обсуждается в следующем разделе. Эта модель сравнима с моделью Сихейма, однако используется при реализации отдельных объектов интерфейса, а не всего приложения.

Источник

Как происходит взаимодействие пользователя с ресурсами компьютера

Не забудьте зайти в раздел учебные материалы.

В 21 веке. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы.

Для упрощения своей работы, человек изобрел компьютер, и на протяжении многих десятилетий взаимодействует с ним в различных аспектах своей жизни. Человек продолжает стремиться к простоте и совершенству и если сравнивать первые ЭВМ, которые занимали несколько аудиторий, с нынешними, которые можно убрать в сумочку, или даже в карман, то можно заявить о больших успехах в эволюции компьютеров. Но модернизация касается не только габаритов и мощностей компьютеров, также она качается и простоты взаимодействия между человеком и компьютером.

Появляется научное направление Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI, human-computer interaction ), которое существует и развивается для совершенствования методов разработки, оценки и внедрения интерактивных компьютерных систем, предназначенных для использования человеком.

Основной задачей человеко-компьютерного взаимодействия является улучшение взаимодействия между человеком и компьютером, делая компьютеры более удобными и восприимчивыми к потребностям пользователей. В частности, человеко-компьютерное взаимодействие занимается:

Долгосрочной задачей человеко-компьютерного взаимодействия является разработка системы, которая снизит барьер между человеческой когнитивной моделью того, чего они хотят достичь и пониманием компьютера поставленных перед ним задач.

Специалисты человеко-компьютерного взаимодействия — это, как правило, разработчики, занимающиеся практическим применением методик разработки к реальным всемирным проблемам. Их работа, зачастую, вращается вокруг разработки графических- и веб- интерфейсов.

Человеко-компьютерный интерфейс

Создание качественного человеко-компьютерного интерфейса, который можно назвать точкой связи между человеком и компьютером, есть конечная цель изучения человеко-компьютерного взаимодействия.

Обмен информацией между человеком и компьютером можно определить как узел взаимодействия. Узел взаимодействия включает в себя несколько аспектов:

Человеко-компьютерный интерфейс

Создание качественного человеко-компьютерного интерфейса, который можно назвать точкой связи между человеком и компьютером, есть конечная цель изучения человеко-компьютерного взаимодействия.

Обмен информацией между человеком и компьютером можно определить как узел взаимодействия. Узел взаимодействия включает в себя несколько аспектов:

Источник

Человеко-компьютерное взаимодействие. Часть 1

С тех пор, как в конце 1970-х гг. основной проблемой человеко-компьютерного взаимодействия было удобство использования, многое изменилось. Сегодня исследованиями в этой сфере занимаются лучшие эксперты в области разработки и применения методов упрощения обучения и использования компьютерных технологий. Накоплен огромный объем данных, описывающий удачные и неудачные примеры человеко-компьютерного взаимодействия. Совершенствуются методы их изучения и создания новых продуктов, разработан целый арсенал испытанных исследовательских методик.

Изначально основным направлением исследований человеко-компьютерного взаимодействия было физическое взаимодействие пользователя с компьютером или иным устройством. Изучались модели движения человека, например, такие параметры, как время, необходимое для того, чтобы щелкнуть мышью объект определенного размера, или скорость ввода текста при помощи двенадцатикнопочной клавиатуры мобильного телефона.

По мере развития человеко-компьютерного взаимодействия акценты смещались в сторону изучения работы человеческого разума — как человек понимает и узнает объекты и процессы. В знаменитой книге «Психология человеко-компьютерного взаимодействия», которую написали ученые из Xerox PARC Стюарт К. Кард, Томас П. Моран и Аллен Ньюэлл, изданной в 1984 г., человек рассматривается, как обработчик информации (информационный процессор), способный к вводу информации (преимущественно визуальному), ее обработке (мысленной) и выводу (печать на клавиатуре, щелчки мыши), переходящему в компьютерный ввод. В конечном счете, именно благодаря этому подходу появился современный графический интерфейс пользователя.

HCI2 Thumb

September 15, 2013
Комплекс Mirage blocks, созданный в Microsoft Research, преобразует физические предметы в трехмерные изображения, которые можно «потрогать», и состоит из устройства Microsoft Kinect, 3D-проектора и 3D-очков, синхронизированных с кадровой частотой проектора. Комплекс применим в телеконференциях, телемедицине, онлайн-торговле.

В связи с ростом популярности компьютерных сетей в 1990-е гг. акценты исследований сместились на взаимоотношения между людьми и внутри социальных групп, которые стали возможны благодаря компьютерам и компьютерным сетям — стала актуальной проблема эффективного взаимодействия людей посредством компьютера.

Сегодня человеко-компьютерное взаимодействие стало междисциплинарной областью, развивающейся с огромной скоростью. Специалисты по человеко-компьютерному взаимодействию работают практически во всех компьютерных и сетевых компаниях, поскольку колоссальная роль отводится таким ипостасям человеко-компьютерного взаимодействия, как «юзабельность» (удобство пользования) и дружественность. Они важны для пользования не только компьютерами, но и потребительской электроники, поэтому нет ничего удивительного в том, что эксперты по человеко-компьютерному взаимодействию появляются даже в компаниях, производящих бытовую технику, вроде микроволновых печей и стиральных машин. Роль таких специалистов растет и внутри организаций — они нужны для повышения эффективности управленческой деятельности, совместной работы, документооборота. В результате человеко-компьютерное взаимодействие становится интегральной частью многих разработок, хотя не всегда ему отводится высокий приоритет.

HCI3 Thumb

September 15, 2013
Прототип электронной ручки со встроенным сенсорным экраном, созданный в Microsoft Research, самостоятельно определяет, с какой целью человек использует электронную ручку — чтобы писать на сенсорной поверхности, «резать» виртуальные листы или раскрашивать рисунки — и не требует переключения режимов.

В ближайшем будущем человеко-компьютерное взаимодействие неминуемо изменится.Повсеместное проникновение и встраивание технологий вносит колоссальные изменения в сам компьютерный интерфейс. Эти изменения нужны как для того, чтобы массовому потребителю было проще использовать разнообразные компьютеры, так и для того, чтобы граждане и общество могли получать все преимущества компьютерных технологий вообще без непосредственной работы с компьютерами. Сам термин «интерфейс» будет менять свое значение, а в своем настоящем понимании — вероятнее всего, во многом устареет.

Мы становимся все более зависимыми от компьютерных технологий — аналогично тому, как мы стали зависимыми от промышленности, систем коммуникаций и современной инфраструктуры обеспечения. В перспективе наша технологическая зависимость будет возрастать.

Тенденция подключения к сети всех устройств для повышения их потребительских качеств породила термин «гиперподключенность». Сегодня в сетевом режиме работают практически все компьютеры, многие телефоны и игровые приставки, а также некоторые другие устройства; в ближайшее время к ним в своей массе присоединятся телевизоры, видеокамеры, бытовые приборы. В результате число устройств и приложений, подключенных к сети, намного превзойдет число людей, использующих сеть для передачи данных.

С ростом степени подключенности растет и объем информации о нашей жизни, сохраняемой в электронном виде — от личных фотографий и протоколов общения в социальных сетях до детальных сводок действий и выступлений представителей всех уровней власти и бизнеса. Важен не только сам факт фиксирования информации в электронной памяти, но и ее доступность.

Наконец, всеобщее использование всевозможных компьютерных средств обработки и создания контента приводит к тому, что к творческой деятельности приобщаются широкие массы людей, а не только профессиональные художники, писатели, журналисты, музыканты, фотографы, режиссеры и дизайнеры. Доступность творчества касается и научной деятельности — большое количество заинтересованных пользователей вовлекается в научные исследования.

Важно помнить о том, что все эти изменения не являются самоцелью — они нужны людям. Человеко-компьютерное взаимодействие необходимо не для того, чтобы человеку было удобнее общаться с компьютером, это лишь средство. В центре внимания должны быть не технологии, а то, что имеет подлинную ценность — наша повседневная жизнь, работа, семья, здоровье, образование, связь с обществом и взаимопомощь.

HCI5 Thumb

September 15, 2013
Джонатан Фэй (Microsoft Research) демонстрирует доработанную при помощи Kinect SDK версию электронного планетария Microsoft Research WorldWide Telescope. Устройством ввода служит контроллер Microsoft Kinect, который позволяет взаимодействовать с компьютером жестами и позами тела.

Полвека назад пользователь компьютера, если считать пользователем заказчика услуг вычислительных центров, вовсе не имел интерфейса для работы с компьютером в режиме реального времени. Всего десять лет назад под стандартными устройствами ввода-вывода, поддерживавшими такую работу, понимали, как правило, клавиатуру, мышь и дисплей — аксессуары персонального компьютера или терминала. Сегодня уже многие носят с собой разнообразные альтернативные устройства входа в сетевую инфраструктуру, такие, как мобильные телефоны, коммуникаторы, карманные ПК, тонкие ПК и т.д.

Впереди — дальнейшее расширение диапазона подобных устройств. Учитывая то, что в числе таких устройств неминуемо окажутся мини-аппараты медицинского мониторинга, включая внедренные медицинские устройства, сложно не признать, что грань между компьютером и пользователем становится заметно тоньше. Но становятся ли внедренные устройства частью пользователя?

И это еще не все. Сетевые устройства, внедренные в тело пользователя, могут взаимодействовать друг с другом, с устройствами других пользователей и с внешними компьютерами. Сегодня, просматривая Bluetooth-окружение с мобильного телефона, мы видим множество устройств, принадлежащих кому-то по соседству, а порой даже принимаем файлы неизвестно от кого. Это означает постоянное и не всегда подконтрольное нам сетевое взаимодействие, которое будет расширяться и интенсифицироваться по мере того, как окружающие нас компьютеры будут учиться опознавать наши личные сетевые устройства.

Наши представления о том, где заканчивается наше личное пространство, радикально изменится. Будет ли человек, 24 часа в сутки транслирующий в сеть свои биологические параметры, по-прежнему чувствовать себя самостоятельной, независимой личностью?Окружающий нас компьютерный пейзаж, состоящий, помимо традиционных стационарных и мобильных компьютеров, преимущественно из интерактивных информационных и платежных терминалов, также будет меняться. В первую очередь стоит ожидать встраивания компьютеров в рекламные щиты и витрины магазинов, которые будут отправлять нам рекламную информацию, подготовленную лично для нас. Но этим дело не ограничится — устройства будут интегрироваться в украшения, предметы одежды и упаковки, автомобили, мебель, двери, стены комнат и домов, тротуары.

HCI7 Thumb

September 15, 2013
Электронное украшение (концепт от Philips Design), которое видоизменяется в зависимости от настроения и биоактивности человека. Построено на базе сенсоров и исполнительных устройств (актюаторов).

Как именно будет происходить взаимодействие человека с такими устройствами, пока непонятно. Такое взаимодействие должно быть естественным, но как будут в «естественном» интерфейсе выглядеть операции отмены, копирования, вставки, сохранения? А главное — как в таких условиях изменится общественная жизнь, какими станут общественные ценности? Как будут обустроены общественные места, рассчитанные на постоянное прохождение большого числа пользователей? Опыт крупномасштабного внедрения решений для управления логистикой с использованием меток радиочастотной идентификации (RFID) и систем мониторинга дорожного движения уже показал, что приемлемые для общества модели использования технологий, непосредственно отслеживающих нашу деятельность в реальном мире, должны тщательно продумываться и детально обсуждаться.

Еще одна важная характеристика будущей компьютерной среды заключается в том, что компьютеры, которые заполнят нашу жизнь, будут работать, не только выполняя наши команды, но и друг с другом. Это значит, что они будут независимо от нас коммуницировать и осуществлять как предусмотренные, так и не предусмотренные нами действия. Например, уже сегодня взаимодействие международных платежных систем с автоматизированными системами безопасности то и дело без видимых причин вызывает блокировку банковских карт и их повторный выпуск. Чем сложнее будет компьютерная экосистема, тем сложнее будет понять, как она работает, ее новые свойства будут сложно диагностировать и практически невозможно предсказать.

Камилл Ахметов, cотрудник технологического департамента Microsoft

Источник

Взаимодействие между пользователем и компьютером

Программные человеко-машинные интерфейсы обеспечивают связь между пользователем и системой – они позволяет достигать поставленных целей, успешно находить решение поставленной задачи.

Взаимодействие – обмен действиями и реакциями на эти действия между компьютером и пользователем. Несколько лет назад основным видом взаимодействия был текст (так называемые терминальные или командные системы). В настоящее время, взаимодействие может также включать графику и иконки (знаки) вместо текста, но для описания процесса взаимодействия все равно еще используется текст.

Имеется ряд стилей взаимодействий, которые делятся на два основных вида. Первый – это использование интерфейса языка команд – ввод команд текстовыми средствами; и второй – это непосредственное манипулирование. Таким образом, имеется ряд способов, которыми пользователь мог бы связываться с компьютером:

В системах АСУ на железнодорожном транспорте на сегодняшний день обычно используются комбинированные стили взаимодействия из приведенных выше.

Цель программных интерфейсов состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно насколько это возможно для человеческого восприятия и структурировать отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации. Основная же цель состоит в том, чтобы минимизировать общую информацию на экране и представить только то, что является необходимым для пользователя.

При создании человеко-машинных интерфейсов необходимо использовать такие основные принципы:

Работа с системой не должна вызывать у пользователя сложностей в поиске необходимых директив (элементов интерфейса) для управления процессом решения поставленной задачи.

Если в процессе работы с системой пользователем были использованы некоторые приемы работы с некоторой частью системы, то в другой части системы приемы работы должны быть идентичны. Также работа с системой через интерфейс должна соответствовать установленным, привычным нормам (например, использование клавиши Enter).

Это означает, что пользователь должен вводить только минимальную информацию для работы или управления системой. Например, пользователь не должен вводить незначимые цифры (00010 вместо 10). Аналогично, нельзя требовать от пользователя ввести информацию, которая была предварительно введена или которая может быть автоматически получена из системы. Желательно использовать значения по умолчанию где только возможно, чтобы минимизировать процесс ввода информации.

В процессе работы необходимо, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями. Система помощи отвечает трем основным аспектам – качество и количество обеспечиваемых команд; характер сообщений об ошибках и подтверждения того, что система делает. Сообщения об ошибках должны быть полезны и понятны пользователю.

Насколько хорошо интерфейс системы может обслуживать пользователя с различными уровнями подготовки? Для неопытных пользователей интерфейс может быть организован как иерархическая структура меню, а для опытных пользователей как команды, комбинации нажатий клавиш и параметры.

Источник

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. графический пользовательский интерфейс.

Взаимодействие пользователя с системой осуществляется через командный процессор. Средства общения человека с компьютером называются интерфейсом.

1. Командный интерфейс – пользователь вводит через клавиатуру (или микрофон) команды операционной системе на специальном языке. Например: открыть определенную папку, запустить программу, выключить компьютер и т.п.

2. Графический интерфейс – пользователь управляет компьютером, выбирая мышью нужные пункты меню, кнопки, значки и другие элементы интерфейса

Основными объектами графического интерфейса операционных систем являются рабочий стол, занимающий весь экран монитора, и расположенные на нем значки, окна и панель задач.

Б13. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

Файл. Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл – это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т.п.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных ОС существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более 8 букв латинского алфавита, а расширение состоит из 3 латинских букв, например: proba.txt.

В ОС Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита.

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Для дисков с небольшим количеством файлов (не более нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет линейную последовательность имен файлов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлов организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, представляющую собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня, а также файлы.

Для того чтобы найти нужный файл необходимо указать путь к файлу.Путь к файлу начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель «\». например: А:\Документы\Сочинение.doc, С:\Изображения\Фото\Класс.bmp.

Операции над файлами и папками. В процессе работы на компьютере над файлами и папками чаще всего производятся следующие операции:

Архивация – это сжатие одного или нескольких файлов и помещение их в специальный файл, называемый архивным. Для упаковки файлов и последующего их восстановления используются специальные программы – архиваторы.

Проблема архивации возникает тогда, когда жесткий диск наполнен информацией и требуется освободить на нем место, ничего не удаляя безвозвратно.

Возникший в результате архивирования файл имеет, как правило, значительно меньший объем, чем исходный.

Компьютерным вирусом называется программа, обычно, малая по размеру (от 200 до 5000 байт), которая самостоятельно запускается, многократно копирует свой код, присоединяя его к кодам других программ (размножается) и мешает корректной работе компьютера и/или разрушает хранимую информацию (программы и данные).

Наиболее эффективны в борьбе с компьютерными вирусами антивирусные программы. Они используют постоянно обновляемые списки известных вирусов (названия вирусов и их программные коды). Если антивирус обнаружит компьютерный код вируса в каком-либо файле, то файл считается зараженным и подлежит лечению, т.е из него удаляется программный код вируса. Если лечение невозможно, то файл удаляется целиком.

Наиболее распространенные антивирусные программы:DrWeb, Антивирус Касперского, Avast и др.

Статьи к прочтению:

Уроки Java для начинающих | #23 — GUI Java (Swing JFrame)

Похожие статьи:

Telnet обеспечивает взаимодействие с удаленным компьютером. Установив такую связь через Telnet, пользователь получает возможность работать с удаленным…

В самом простом случае взаимодействие компьютеров может быть реализовано с помощью тех же самых средств, которые используются для взаимодействия…

Источник

Поделиться с друзьями
DOMA35.RU